Вы здесь

Вопросы и ответы


 Вопрос: Можно ли проверить подлинность нотариальной доверенности?

 Ответ: Проверить подлинность доверенности можно на сайте Федеральной нотариальной палаты, которая является оператором сервиса для проверки доверенностей. Открытая часть сервиса для проверки доверенностей расположена по адресу: http://reestr-dover.ru/. Доверенность можно будет проверить по реквизитам (реестровый номер, дата удостоверения,  кто удостоверил).

Указанный сервис также содержит сведения об отмене доверенностей, совершённых в простой письменной форме.

 

 Вопрос: Слышал, что в связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Российской Федерации, учредителями (членами, участниками) общественной организации не могут быть юридические лица – общественные объединения. Так ли это?  

 Ответ:  Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях». Статья 5 указанного закона устанавливает, что право граждан на объединение реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -  общественные объединения. При этом юридическое лицо - общественное объединение может быть как учредителем общественного объединения (наряду с учредителями физическими лицами), так и его членом и участником. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности (статьи 6, 8 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Кроме того, статья 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит прямого запрета на участие в создании общественной организации и членство в ней другой общественной организации.

Таким образом, юридические лица - общественные организации вправе выступать учредителями и (или) членами других общественных организаций наряду с физическими лицами. 

В случае каких-либо изменений по указанному вопросу заявители и общественные организации будут проинформированы. 

Вопрос: Может ли  в названии некоммерческой организации содержаться указание на две организационно-правовых формы?

Ответ: Не может. По следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму.  Гражданский  кодекс Российской  Федерации насчитывает 13 организационно – правовых форм  некоммерческих организаций, которые отличаются друг о друга порядком создания, правовым статусом,   структурой руководящих органов, особенностями управления и др.

Следовательно, использование в наименовании некоммерческих организаций двух организационно-правовых форм недопустимо.

Вместе с тем в наименовании некоммерческой организации наряду с указанием на ее организационно-правовую форму могут использоваться слова, употребляемые в других значениях, например, слова «ассоциация», «союз» или «фонд». Однако использование указанных слов наряду с организационно-правовой формой  возможно только в следующих случаях:

1.Если слова «ассоциация», «союз» в названии организации означают объединение (сообщество), связанное общими признаками и интересами.

2. Если слово «фонд» используется в значении «совокупность ресурсов», «запасы», «лучшая часть чего-либо», «библиотечный фонд», «донорский фонд».

 

Вопрос: Как я могу зарегистрировать символику некоммерческой организации?

Ответ: Федеральным законом от  21.07.2014 №236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопаросам символики некоммерческих организаций» (далее – Закон №236-ФЗ), которым упразднен ранее существовавший порядок государственной регистрации  символики некоммерческих организаций.

Важно, что указанным Федеральным законом предусмотрено, что, в случае использования некоммерческой организацией символики, ее описание должно содержаться в учредительных документах.

  В соответствии со статьей 6 вышеназванного Федерального закона учредительные документы и символика некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 19.01.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции Закона №236-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Закона №236-ФЗ) при первом внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.

 Отсутствие в учредительных документах некоммерческой организации описания символики (в случае ее использования) может являться основанием для отказа в государственной регистрации  изменений, вносимых в учредительные документы.

Включение в устав некоммерческой организации описание используемой ею символики не ограничивает прав других организаций на использование аналогичного изображения эмблем, вымпелов, иной символики.  При необходимости правовой защиты объекты интеллектуальной собственности, используемые в символике некоммерческих организаций, на добровольной основе могут быть зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Требований к описанию символики законодательством Российской Федерации не установлено. Вместе с тем пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит следующие требования к символике некоммерческих организаций:

- символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций;

- в качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

- символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

 

Вопрос:  Я слышал, что заявление на государственную регистрацию некоммерческой организации можно подать в электронном виде. Каким образом это можно сделать?

Ответ: Да, действительно, на основании Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления  государственных и муниципальных услуг» получении государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - услуга) возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - портал).

Услуга становится доступной для заявителя после прохождения аутентификации на портале.

Для подготовки и направления документов в электронном виде необходимо:

1.Выбрать из выпадающего списка позицию «Адресат заявления» (в нашем случае – Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу).

2. Заполнить поле «Наименование организации», выбрать требуемое значение поля «организация, в отношении которой выполняются регистрационные действия»;

3. Прикрепить транспортный контейнер с документами, подготовленный с помощью программы формирования транспортного контейнера, ссылка для скачивания которой, имеется на соответствующей третьему шагу странице для предоставляемой услуги.

Важно! Учитывая особый порядок регистрации некоммерческих организаций, для формирования транспортного контейнера необходимо пользоваться  программным обеспечением, разработанным Минюстом России. Также необходимо учитывать, что размер транспортного контейнера не может превышать5 Мб.

Документы, включаемый в транспортный контейнер, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям приказа ФНС России от 12.08.2011 №ЯК-7-6/489@ о порядке направления при государственной регистрации электронных документов  с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Файлы с отсканированным образами направляемых в регистрирующий орган документов подписываются электронной усиленной квалифицированной подписью заявителя, либо нотариуса (лица замещающего временно отсутствующего нотариуса) засвидетельствовавшего  подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении.

В случае совершения заявителем действий по получению государственной услуги с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме размеры государственной пошлины применяются с учетом коэффициента 0,7, то есть размер государственной пошлины снижается на 30%.

В случае возникновения проблем при работе с порталом можно обратиться в Центр поддержки пользователей по телефонам:

8 (800) 100-70-10 – при нахождении на территории России звонок бесплатный;

115 – с мобильных телефонов, при нахождении на территории России звонок бесплатный;

+7 (499) 550-18-39 -  при нахождении за границей, оплата звонков по тарифам оператора страны пребывания.

Также можно обратиться в службу поддержки портала по адресу электронной почты: support@gosuslugi.ru/ 

 

Вопрос: Слышал, что для религиозных организаций отмена ежегодная отчетность. Так ли это?

 Ответ: С 2016 года в связи с исключением абзаца 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»,  религиозные организации не обязаны сообщать о продолжении своей деятельности.

При этом отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан лиц без гражданства,  а также об их фактическом расходовании (использовании) обязаны представлять те религиозные организации, которые в течение одного года получали денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства (статья 25.1 указанного Федерального закона).  

Таким образом, с 2016 года предоставление в территориальные органы Минюста России сообщения о продолжении деятельности религиозной организации не требуется. Отчеты религиозные организации предоставляют при наличии указанного выше финансирования.  

            

Вопрос: Возможно ли получить текст протеста прокуратуры в отношении нормативного правового акта в органах юстиции?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление) ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений, содержащихся в федеральном регистре.

 

Порядка предоставления дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утвержден приказом Минюста России от 13.07.2018 № 150 (далее - Порядок).

Согласно положениям пункта 2 Порядка из федерального регистра предоставляются дополнительные сведения.

В силу пункта 10 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144, дополнительными сведениями являются, в том числе, информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления в суд).

Таким образом, при поступлении в Управление обращения заявителя о получении текста протеста прокуратуры, содержащегося в федеральном регистре, оно будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

Вопрос: Осуществляет ли Управление Минюста России по Магаданской области и ЧАО проверку актов на их соответствие законодательству?

Ответ: В соответствии с пунктом 12 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87, правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер. Правовая экспертиза отмененных, признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, срок действия которых истек, не проводится. Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит также повторные правовые экспертизы в определенных указанными Методическими рекомендациями случаях.

 

Вопрос: Осуществляется ли проверка актов в полном объеме в случае внесения в них изменений?

Ответ: В соответствии с пунктом 8 раздела II Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87, при поступлении правового акта, вносящего изменение в ранее принятый правовой акт, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит правовую экспертизу измененного правового акта и составляет экспертное заключение на измененный правовой акт.

Если правовой акт, вносящий изменение в ранее принятый правовой акт, устанавливает новые нормы, возможно составление экспертного заключения также на акт о внесении изменений.

Если в срок, установленный для проведения правовой экспертизы правового акта, в территориальный орган поступили правовые акты, вносящие в него изменения, правовая экспертиза правового акта проводится с учетом всех внесенных в него изменений.

 

Вопрос: Проверяют ли органы юстиции акты на коррупциогенность?

Ответ: В соответствии с пунктом 17 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Вопрос: Необходимо ли предоставлять оригинал устава муниципального образования вместе с пакетом документов для государственной регистрации изменений в устав?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1 и 3 статьи 3, в регистрирующий орган направляются:

 

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом (статья 3).

Таким образом, при регистрации изменений в устав муниципального образования предоставление оригинала устава муниципального образования в регистрирующий орган, не требуется.

 

Вопрос: Можно ли получить текст нормативного правового акта в органах юстиции?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений, содержащихся в федеральном регистре.

 

Порядка предоставления дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утвержден приказом Минюста России от 13.07.2018 № 150 (далее - Порядок).

Согласно положениям пункта 2 Порядка из федерального регистра предоставляются дополнительные сведения.

В силу пункта 10 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144, дополнительными сведениями являются:

  • экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;
  • постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
  • решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;
  • решения и постановления арбитражных судов;
  • решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
  • информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);
  • предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;
  • заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;
  • указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
  • сведения о дате и номере государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;
  • письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов;
  • служебные записки о продлении срока проведения правовой экспертизы, снятия с экспертизы, в связи с признанием правового акта утратившим силу и другие.

Таким образом, тексты нормативных правовых актов не относятся к дополнительным сведениям.

Вместе с тем, в силу пункта 8 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 № 904, доступ к текстам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре, обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

 

Вопрос: Каков порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ?

Ответ: Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный интернет-сайт Управления.

Предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, осуществляется Управлением при обращении заявителя.

Рассмотрение обращения заявителя о получении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В обращении заявителя о получении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, указываются:

  •  для физических лиц: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ;
  •  для организаций: наименование организации, от имени которой направлен запрос, ее почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ;
  •  информация о запрашиваемых дополнительных сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).
  •  Обращение заявителя о получении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, подлежит рассмотрению в течение тридцати дней со дня его регистрации в Управлении.

 

Вопрос: Возможно ли получить текст Устава муниципального образования в органах юстиции?

Ответ: Возможно. Ведение государственного реестра уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляют территориальные органы Минюста России.

  • Сведения, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются территориальными органами Минюста России физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в произвольной форме.
  • При отсутствии в государственном реестре необходимых сведений автору запроса направляется соответствующий ответ.
  • Срок предоставления указанных сведений составляет не более 30 дней со дня регистрации запроса в территориальном органе Минюста России.

 

Вопрос: Может ли Управление Минюста России провести экспертизу нормативного правового акта  по просьбе гражданина?

Ответ: Приказом Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 утверждены Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно указанным Методическим рекомендациям, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит правовую экспертизу правовых актов, поступивших в порядке, установленном пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904.

Также Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проводит повторную правовую экспертизу.

Повторную правовую экспертизу рекомендуется проводить в следующих случаях:

  • принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом;
  • есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено;
  • по поручению Минюста России, главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также по собственной инициативе;
  • при проведении обзоров нормотворчества субъектов Российской Федерации, если после проведения правовой экспертизы прошло более 6 месяцев.

07 февраля 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).