Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

 

Обзор

типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представленных для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в 2020 году

 

Нарушения положений Гражданского кодекса Российской Федерации

          1. В нарушение ч. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Устав общественной организации не содержит обязательных к указанию в Уставе вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего органа управления.

          2. В уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

          3. В силу п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, то есть не менее 10000 руб.

          Однако в некоторых решениях о создании некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

  4. В нарушение ст.65.3 ГК РФ Устав общественной организации не содержит положений об определении порядка приема в члены организации и исключении из нее, об определении размера и порядка уплаты членских взносов.

     5.  В нарушение ч. 4 ст. 52 ГК РФ Устав некоммерческой организации не содержит сведений о предмете и целях ее деятельности.

6. В нарушении ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе заседания высшего органа некоммерческой организации отсутствуют следующие сведения: дата, время и место проведения, сведения о лицах, принявших участие в заседании высшего органа некоммерческой организации; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.  

 

 

 

 

Нарушения положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ                                         «О некоммерческих организациях»

     1. В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ                                                                       «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) Уставы некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, предполагая осуществление организацией предпринимательской или иной приносящей доход деятельность, не содержат указания на конкретные виды (формы) такой деятельности.

2. В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ в Уставе определен не весь круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления Организацией.

3. В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона №7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации не определен предмет деятельности организации, порядок внесения изменений в учредительные документы организации, порядок использования имущества организации в случае ее ликвидации, источники формирования ее имущества.

4. В нарушение п.4 ст. 29 Федерального закона №7-ФЗ в Уставах некоммерческих организаций не конкретизируется порядок принятия решения по вопросам исключительной компетенции руководящих органов некоммерческой организации.

Также в Уставах не указано квалифицированное большинство голосов, необходимое и достаточное для принятия решений по вопросам исключительной компетенции руководящих органов некоммерческой организации.

            5. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Таким образом, все виды деятельности некоммерческой организации должны быть закреплены её уставом исчерпывающим перечнем.

           В нарушение указанных требований Устав предусматривает возможность осуществления Организацией иных видов деятельности (устанавливает открытый перечень видов деятельности Организации).

 

Нарушения положений Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ«Об общественных объединениях»

1. В нарушение ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон №82-ФЗ) официальное наименование общественной организации не содержит указания на характер и территориальную сферу деятельности организации.

2. В нарушение ст. 20 Федерального закона №82-ФЗ Устав не содержит информации о правах Организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом, о компетенции, порядке формирования и сроках полномочий руководящих органов организации, отсутствуют сведения о порядке реорганизации и ликвидации.

3. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона №82-ФЗ Устав общественной организации содержит место нахождения организации, а не место нахождения ее постоянно действующего руководящего органа.

4. В нарушение требований ч. 5 ст. 8 Федерального закона №82-ФЗ Уставами некоторых некоммерческих организаций не предусмотрен единоличный исполнительный орган.

5. Согласно ч. 10 ст. 19 Федерального закона №82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Однако, в противоречие указанному требованию Устав некоммерческой организации предусматривает, что учредители принимают участие в деятельности некоммерческой организации без обязательного оформления условий своего участия.

6. В нарушение требований ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ Уставом общественной организации установлен ряд обязанностей перед регистрирующим органом.

          Между тем, указанной статьей такие обязанности установлены для общественных объединений перед органом, принимающим решение о государственной регистрации.

            7. В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ в случае использования общественным объединением символики, ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

            Однако, в нарушение указанных требований Устав не предусматривает описание символики.

           8. В соответствии с частью 1статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

          Вместе с тем, Уставом предусмотрено, что членами Организации могут быть достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, что не соответствует требованиям действующего федерального законодательства. 

 

 

Нарушения положений Федерального закона от 26.09.1996 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

            1. В нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1996 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предоставленный религиозной организацией Устав не содержит сведений о её вероисповедании, сведений о принадлежности к существующей централизованной религиозной организации.

          2. Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность религиозной организации указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

          Между тем, некоторые религиозные организации предусматривают в уставе сокращенное наименование.

 

 Нарушения положений Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ                            «О политических партиях»

       1. В нарушение п. 1 ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» на государственную регистрацию региональных отделений политических партий представляются копии документов о государственной регистрации политической партии, копии устава и программы политической партии, заверенные нотариусом, а не уполномоченными лицами политических партий.

 

Нарушения, допускаемые представителями некоммерческих организаций при оформлении документов в соответствии с приказом ФНС России  от                31.08.2020 № ЕД-7-14/617@                       

          1. Наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, в заявлении не соответствует наименованию должности, содержащемуся в учредительном документе.

          2. Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при создании, не соответствует количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и принявших решение о создании некоммерческой организации.

          3. Согласно п.п. «п» п. 1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержаться сведения и документы о юридическом лице, а именно коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

          Аналогичные нормы предусмотрены п. 1.6 Требований для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

         Вместе с тем, в заявлениях о государственной регистрации юридического лица при создании (форма №11001) сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) отсутствуют или указываются коды, не соответствующие видам деятельности некоммерческих организаций.

 

 

 

 

11 июня 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).