Вы здесь

Порядок предоставления территориальными органами Минюста России государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу

 

Для чего нужен апостиль?

У граждан Российской Федерации, выезжающих за границу с желанием поступить в учебное заведение, устроиться на работу, вступить в брак или принять участие в создании юридического лица, возникают вопросы по предоставлению документов, выданных на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы документы были признаны и обладали юридической силой на территории другого государства, их необходимо легализовать. Существует два вида легализации документов: консульская легализация и проставление апостиля.

 

Что такое апостиль?

Апостиль – это специальный штамп, который в соответствии с Гаагской Конвенцией 1961 года, отменяющей требования легализации официальных иностранных документов, проставляется на официальных документах и нотариально удостоверенных копиях документов, подлежащих вывозу за границу, и не требует дальнейшего заверения и легализации.

 

На каких документах Минюст России и его территориальные органы проставляют штамп «апостиль»?

Минюст России и его территориальные органы наделены правом проставления апостиля на официальных документах, исходящих от:

- территориальных органов федеральных государственных органов, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (кроме органов записи актов гражданского состояния), конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов и мировых судей, действующих в субъекте Российской Федерации:

– на нотариально удостоверенных (засвидетельствованных) в установленном порядке копиях официальных документов, исходящих от федеральных государственных органов, их территориальных органов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов и мировых судей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

– на официальных документах, исходящих от нотариусов, должностных лиц, уполномоченных законодательными актами Российской Федерации совершать нотариальные действия;

– на нотариально установленных (засвидетельствованных) документах, исходящих от физических и юридических лиц.

 

Условия проставления апостиля

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации проставляют апостиль на документах при условии их исполнения в субъектах Российской Федерации, на территории которых действуют эти территориальные органы.

 

Апостиль проставляется на официальных документах, вывозимых в следующие государства – участники гаагской Конвенции:

Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамы, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней – Даруссалам, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Доминика, Доминиканская республика, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Китай (Гонконг и Макао), Колумбия, Республика Корея, Острова Кука, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Молдова, Монако, Монголия, Намибия, Нидерланды, Ниуэ, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Самоа, Сан-Марино, Сао Томе и Принсипе, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренады, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Словакия, Словения, США, Суринам, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эль- Сальвадор, Эстония, Южно-Африканская Республика, Япония.

 

В каких случаях проставление апостиля не требуется.

1. Если официальный документ исходит или предназначен для страны, которая не является участником Гаагской Конвенции, то процедура проставления апостиля недопустима и для легализации документа необходимо пройти процедуру консульской легализации;

2. Апостиль не проставляется на документах консульских и дипломатических учреждений, на документах, имеющих отношение к коммерческой либо таможенной операции;

3. Если между Россией и страной, на территории которой будет использоваться документ, заключен двухстронний договор, отменяющий требование легализации документа. Так, двухсторонние договоры об оказании правовой помощи, заключенные между Россией, Латвией, Литвой, Эстонией, Грузией и Азербайджаном, а также конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 01 1993 г. в Минске государствами СНГ (Украина, Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Молдова, Узбекистан, Россия), определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные на территории одного государства – участника договора (Конвенции) рассматриваются как официальные и имеют ту же юридическую силу на территории другого государства – участника договора (Конвенции) и не требуют какого – либо удостоверения;

4. Учреждение, в которое предоставляется документ, не требует его легализации;

5. Если официальный документ не предназначен для вывоза за границу. К таким документам относятся трудовые книжки, военные билеты, удостоверения личности.

 

Какие документы необходимо представить для проставления апостиля?

Для проставления апостиля в территориальные органы Минюста России предъявляются следующие документы:

1. Заявление о проставлении апостиля на официальном документе;

2. документ, удостоверяющий личность гражданина;

3. официальный документ, подлежащий вывозу за границу и его копия;

4. Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля.

Срок проставления апостиля в территориальном органе Минюста России не должен превышать трех рабочих дней со дня представления документов.

Государственная пошлина за проставление апостиля

За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:

— в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.08.2014 № 117-ФЗ) за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 2500 рублей за каждый документ.

— на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за проставлением апостиля плательщик (организация или физическое лицо, обратившееся за проставлением апостиля, — статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации) уплачивает государственную пошлину до проставления апостиля.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Плата за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не взимается в связи с отсутствием таких услуг.

 

 

Кто может оплатить государственную пошлину?

  Государственная пошлина должна быть оплачена только лицом, лично обращающимся в Управление за предоставлением государственной услуг.

 

Условия возврата государственной пошлины 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля по основаниям, предусмотренным пунктом 33 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденного приказом Минюста России от 04.05.2017 № 75, исполнение государственной функции считается оконченным, при этом государственная пошлина не возвращается.

 

 

 

 

 

 

 

18 ноября 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).