Вы здесь

ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ОБЗОРЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР В 1 ПОЛУГОДИИ 2021 ГОДА

 

В первом полугодии 2021 года на правовую экспертизу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление) поступило 1183 нормативных правовых акта (в Магаданской области – 720, в Чукотском автономном округе – 463).

Наблюдается увеличение в первом полугодии 2021 года количества поступивших нормативных правовых актов, в сравнении с показателями предшествующего полугодия. Вместе с тем, Управлением зафиксировано уменьшение количества поступивших нормативных правовых актов в Управление в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Указанная динамика связана с интенсивностью нормотворческой деятельности органов государственной власти Магаданской области и Чукотского автономного округа.

В первом полугодии 2021 года проведена правовая экспертиза 1215 нормативных правовых актов (в Магаданской области – 834, в том числе 1 повторная, в связи с изменением федерального законодательства; в Чукотском автономном округе – 381, в том числе 16 повторных, в связи с пересмотром выводов экспертного заключения (2) и изменением федерального законодательства (14).

В первом полугодии 2021 года нарушения федерального законодательства по результатам проведения правовых экспертиз были выявлены в 21 нормативном правовом акте (в Магаданской области – 4, из них 1 по результатам проведенной повторной правовой экспертизы, в связи с изменением федерального законодательства; в Чукотском автономном округе – 17, из них в 10 по результатам проведенной повторной правовой экспертизы, в связи с пересмотром выводов экспертного заключения (2) и изменением федерального законодательства (8), что составляет 1,7% от общего количества проэкспертированных нормативных правовых актов.

Количественный показатель противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов Чукотского автономного округа в первом полугодии 2021 года стабилен в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но выше на 65% в сравнении с показателем предшествующего полугодия. Увеличение отрицательных экспертных заключений на нормативные правовые акты Чукотского автономного округа, подготовленных Управлением, обусловлено изменениями федерального законодательства (в части предоставления субсидий некоммерческим организациям и в части проведения проверок в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации), которые не учитывались органами государственной власти Чукотского автономного округа при издании нормативных правовых актов.

Количественный показатель противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов Магаданской области в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и предшествующим полугодием значительно уменьшился. Сократить отрицательные последствия принятия противоречащих федеральному законодательству актов позволяет тщательная экспертная работа Управления в отношении проектов нормативных правовых актов.

Характерными нарушениями федерального законодательства, выявленными Управлением в первом полугодии 2021 года при подготовке экспертных заключений, являлись изменения установленных федеральным законом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников правоотношений (выявлено в 4 актах Магаданской области; в 17 актах Чукотского автономного округа).

Наличие коррупциогенных факторов выявлено в 2 актах Магаданской области и в 12 актах Чукотского автономного округа.

В результате проведенной Управлением работы по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов Магаданской области и Чукотского автономного округа, противоречия устранены в 27 актах (в Магаданской области – 7; в Чукотском автономном округе – 20, из которых 6 пересмотрены в связи с изменением федерального законодательства).

Таким образом, Управлением достигается с превышением, установленное на 2021 год государственной программой «Юстиция», значение показателя (индикатора) «Отношение количества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, приведенных в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений Минюста России и его территориальных органов, к общему количеству нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству на основании заключений Минюста России и его территориальных органов» в 82%.

В работе по приведению в соответствие с федеральным законодательством находится 8 нормативных правовых актов (в Магаданской области – 6, в Чукотском автономном округе – 2).

Вопросы приведения несоответствующих федеральному законодательству нормативных правовых актов Магаданской области и Чукотского автономного округа решаются в установленном порядке.

В целях улучшения качества принимаемых в Магаданской области и Чукотском автономном округе нормативных правовых актов, приведения противоречащих нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством Управление осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами прокуратуры, главными федеральными инспекторами по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

С целью активизации работы органов государственной власти по приведению актов в соответствие с федеральным законодательством руководство Управления приняло участие 11.02.2021 и 12.02.2021 в рабочих встречах с федеральным инспектором Чукотского автономного округа, губернатором Чукотского автономного округа, председателем Думы Чукотского автономного округа и прокурором Чукотского автономного округа, на которых обсуждались вопросы обеспечения единства правового пространства на территории Чукотского автономного округа и взаимодействия территориального органа Минюста России с органами государственной власти округа в сфере нормотворчества.

В первом полугодии 2021 года по поручениям Минюста России, Главного управления Минюста России по Приморскому краю Управлением проводились обзоры нормотворчества в сферах: противодействия коррупции, государственной гражданской службы, профилактики и предотвращения распространения подростковой токсикомании, в сфере реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также подготовлена информация: о результатах мониторинга нормативных правовых актов Магаданской области и Чукотского автономного округа, принятых во исполнение Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; о реализации положений Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о реализации органами государственной власти и местного самоуправления на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа требований Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов и профилактики межнациональных конфликтов; о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы; о развитии местного самоуправления в Магаданской области и Чукотском автономном округе.

05 марта 2021 г. между Управлением и Уполномоченным по правам ребенка заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, в рамках которого особое внимание Управление уделит нормативным правовым актам в сфере защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

По состоянию на 30.06.2021 в базе данных федерального регистра нормативных правовых актов Магаданской области и Чукотского автономного округа содержится 29290 нормативных правовых актов (в Магаданской области - 17446, в Чукотском автономном округе - 11844), из них: 16123 действующих актов (в Магаданской области - 8766, в Чукотском автономном округе - 7357); 61707 дополнительных сведений (в Магаданской области - 40068, в Чукотском автономном округе - 21639).

В первом полугодии 2021 года с нарушением 7-дневного срока органами государственной власти Магаданской области и Чукотского автономного округа направлено 14 нормативных правовых актов (в Магаданской области - 12, в Чукотском автономном округе - 2).

В отчётном периоде количество поступивших с нарушением 7-дневного срока нормативных правовых актов Магаданской области существенно уменьшилось (сократилось на 84%), что является результатом проведенной Управлением работой по соблюдению требований Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Вместе с тем, сотрудниками аппарата губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области, ответственными за своевременное направление актов Правительства Магаданской области и губернатора Магаданской области в Управление (п. 65 постановления губернатора Магаданской области от 25.12.2013 № 183-п «О регламенте Правительства Магаданской области»), допускаются нарушения Указа Президента РФ, что связанно с отсутствием контроля со стороны руководства за исполнительской дисциплиной указанных сотрудников.

В этой связи Управлением незамедлительно принимаются меры по направлению информации о нормативных правовых актах, поступивших с нарушением установленного срока, в адрес высших должностных лиц области и округа. Указанная информация также размещается на интернет-сайте Управления. Органам государственной власти Магаданской области и Чукотского автономного округа, допустившим нарушение установленного срока, оказывается консультативная помощь по вопросам представления копий нормативных правовых актов.

Управлением осуществляется усиленный контроль за обеспечением своевременного направления копий нормативных правовых актов. Так, с целью обеспечения неукоснительного соблюдения установленного Указом Президента РФ порядка представления копий актов, Управлением осуществляется мониторинг опубликования таких актов. В случае не представления актов в течение 5 дней после дня их первого официального опубликования, специалистами Управления осуществляется напоминание об указанной обязанности, посредством направления электронных писем на официальные адреса электронной почты органов государственной власти.

 

30 июля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).